Онлайн школа


Услуга дает возможность дистанционно изучить иностранный язык. Услуга «Онлайн-школа иностранных языков» доступна после заполнения формы заявки

Заказ книги


Услуга дает возможность заказать книгу на нашем сайте не доступной для скачивания. Вы выбираете книгу и заполняете форму заявки

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
(1 Проголосовало)

Падучева Е.В.

Динамические модели в семантике лексики

 

 

Автор: Падучева Е.В.
Название:
Динамические модели в семантике лексики
Категория: лексикология
Тип издания: монография
Серия:
Studia philologica
Издательство:
Языки славянской культуры
Переплет: электронная книга
Год: 2004
Кол-во страниц: 608
Язык: русский
Формат: pdf
Размер: 4 mb
OCR: есть

 


Падучева Е.В. Динамические модели в семантике лексики. - СПб.: Экополис и культура, 2004. – 608 с. - (Studia philologica) Электронная книга. Лингвистика. Лексикология. Этимология


Аннотация (описание)

Выявляются смысловые компоненты и параметры лексического значения, которые объединяют слова в крупные и мелкие классы и лежат в основе лексической системы языка Показано, что семантическая деривация в первую очередь затрагивает именно зги компоненты и параметры. Книга рассчитана на лингвистов, специалистов по компьютерной лексикофафии, студентов и преподавателей русского языка.


Содержание (оглавление)

Сокращения и условные обозначения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Ча с т ь I
Параметры лексического значения
Вступление. О системном подходе к семантике лексики . . . . . . . . . 25
Глава 1. Таксономическая категория глагола . . . . . . . . . . . . . . . . 30
§ 1. От классов глаголов по Вендлеру к таксономическим категориям 30
§ 2. Таксономическая категория как параметр лексического значения 31
§ 3. К формальному представлению значения слова. Семантическая
декомпозиция Т-категории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
3.1. Компоненты толкования как значения признаков . . . . . . 35
3.2. Разновидности действий, их признаки и форматы толкования 36
3.3. Категории глаголов действия (совершенный вид) . . . . . . 39
§ 4. Способ действия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Глава 2. Тематический класс как формальный аналог семантического поля 42
§ 1. Тематические классы и тематические компоненты . . . . . . . . 42
§ 2. Строевые компоненты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
§ 3. Компонент «контакт» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
Глава 3. Диатеза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
§ 1. У истоков понятия диатезы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
§ 2. Ситуация и ее участники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
2.1. Участник и роль. Участник и синтаксический актант . . . 52
2.2. Семантическое обоснование ролей . . . . . . . . . . . . . . 55
2.3. Инкорпорированные участники . . . . . . . . . . . . . . . . 57
2.4. Коммуникативный ранг участника . . . . . . . . . . . . . . 58
§ 3. Обязательные и необязательные участники . . . . . . . . . . . . 60
§ 4. Проблема пропадающих актантов . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
§ 5. Диатетический сдвиг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
§ 6. Расширение сферы применения понятия диатезы . . . . . . . . . 66
6.1. Прямая и косвенная диатеза . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
6.2. Диатеза с Наблюдателем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
6.3. Расщепление генитивной группы; диатезы с внешним
Посессором . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
6.4. Сдвоенные роли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
Приложение. Актанты и сирконстанты . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
Глава 4. Таксономический класс и другие характеристики участника . . 80
§ 1. Таксономический класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
§ 2. Онтологическая метафора и ее роль в семантике лексикона . . . 89
§ 3. Таксономический класс и семантическая роль:
пример соотношения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
Глава 5. Акцентный статус компонента как фактор лексического значения 93
§ 1. Рематическое выделение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
§ 2. Тематическое выделение. Коммуникативный ранг участника
и компонента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
§ 3. Актуализация компонента: смещение фокуса внимания
с компонента на компонент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
§ 4. Импликатура и инференция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
4.1. Механизм возникновения импликатур . . . . . . . . . . . . 101
4.2. Типы импликатур . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107
§ 5. Влияние акцентного статуса компонента на сочетаемость . . . . 110
Глава 6. Принцип композиционности и правила соединения
значения частей в значение целого . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
§ 1. Правила композиции смыслов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
§ 2. Примеры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
§ 3. Атрибутивный статус компонента в толковании
и статус атрибута ремы в синтаксисе . . . . . . . . . . . . . . . . 123
§ 4. Акцентные сдвиги и реструктуризация толкования . . . . . . . . 128
Экскурс 1. Семантика вины и смещение акцентов в толковании лексемы 130
§ 1. Базовые и инцидентные компоненты толкования . . . . . . . . . 130
§ 2. Состав участников ситуации вины . . . . . . . . . . . . . . . . . 132
§ 3. Вина как плохой поступок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
§ 4. Вина как состояние . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140
§ 5. Просодические свойства слов вина и виноват . . . . . . . . . . 142
Ча с т ь II
Многозначность и семантическая деривация
Глава 1. Семантическая деривация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147
§ 1. Регулярная многозначность. Проблема сохранения единства слова 147
§ 2. Параметры и компоненты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150
§ 3. Едины ли модели деривации в разных языках . . . . . . . . . . . 153
Глава 2. Метонимия и метафора как основные механизмы
семантической деривации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
§ 1. Языковая концептуализация реальности.
Семантическая структура как концепт . . . . . . . . . . . . . . . 155
§ 2. Механизмы семантической деривации: метонимия и метафора . 157
§ 3. К типологии метонимических переносов . . . . . . . . . . . . . 160
§ 4. Примеры метонимических переносов . . . . . . . . . . . . . . . 162
§ 5. Роль метонимии в поэтике Пастернака . . . . . . . . . . . . . . . 168
§ 6. Метафора: к проблеме языковой категоризации действительности 169
§ 7. Метафоры, по которым мы живем . . . . . . . . . . . . . . . . . 172
Ча с т ь III
Тематические классы глаголов:
Исходное значение и семантические дериваты
Глава 1. Фазовые глаголы и семантика начинательности . . . . . . . . . 179
§ 1. Понятие фазового глагола . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179
§ 2. Собственно фазовые и просто фазовые глаголы . . . . . . . . . . 181
§ 3. Совершенный вид и начинательный способ действия . . . . . . 193
Глава 2. Глаголы восприятия. Опыт выявления структуры тематического
класса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197
§ 1. Глаголы восприятия как тематический класс . . . . . . . . . . . 197
§ 2. Таксономические категории глаголов восприятия . . . . . . . . . 202
2.1. Категориально-диатетическая парадигма . . . . . . . . . . 202
2.2. Таксономическая категория . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204
§ 3. Диатезы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 208
3.1. Диатезы с Экспериентом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 209
3.2. Диатезы с Наблюдателем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
3.3. Глаголы с “врожденным” Наблюдателем . . . . . . . . . . . 213
§ 4. Тематические подклассы глаголов восприятия . . . . . . . . . . 214
§ 5. Некоторые глаголы восприятия крупным планом . . . . . . . . . 217
5.1. увидеть и заметить . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217
5.2. видеть и смотреть: компонент «фиктивное движение» . . 231
5.3. выглядеть и казаться . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236
5.4. появиться и показаться . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 237
5.5. Глагол обнаружить . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243
§ 6. О сирконстантах глагола видеть . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251
Приложение. Глаголы восприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 253
Глава 3. К семантике глаголов знания. Фактивность . . . . . . . . . . . 256
§ 1. Понятие пресуппозиции в логике и в лингвистике . . . . . . . . 256
§ 2. Фактивные и нефактивные предикаты . . . . . . . . . . . . . . . 259
§ 3. Глаголы, подчиняющие косвенный вопрос . . . . . . . . . . . . . 262
§ 4. Примеры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 265
§ 5. Фактивность и знание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 266
§ 6. Глаголы воздействия на ментальное состояние . . . . . . . . . . 269
Глава 4. Семантическая парадигма глагола эмоции . . . . . . . . . . . . 273
§ 1. Глаголы эмоции как тематический класс . . . . . . . . . . . . . . 273
§ 2. Таксономическая категория глагола эмоции . . . . . . . . . . . . 275
§ 3. Роли и диатезы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 278
§ 4. Производные тематические классы . . . . . . . . . . . . . . . . . 284
§ 5. Семантическая парадигма глагола эмоции . . . . . . . . . . . . . 286
§ 6. Некоторые итоги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 303
Глава 5. Глаголы принятия решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 307
§ 1. Волитивная составляющая в семантике глаголов
принятия решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 307
§ 2. Прямая и косвенная диатеза в парадигме значений глагола решить 311
§ 3. О семантике выбора: выбрать и предпочесть . . . . . . . . . . . 318
3.1. Ментально-волитивное значение выбрать . . . . . . . . . . 319
3.2. Прочие значения выбрать; проблема инварианта . . . . . . 327
3.3. Контекст снятой утвердительности и другие общие факторы 328
§ 4. Метонимические и метафорические переносы
в парадигме значений глагола назначить . . . . . . . . . . . . . 330
4.1. Прямые диатезы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 331
4.2. Косвенные диатезы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 335
4.3. Обсуждение результатов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 336
§ 5. Глаголы рисковать –– рискнуть и проблема системности лексики 337
5.1. Глагол рисковать как яркая индивидуальность . . . . . . . 337
5.2. О тематическом классе глаголов рисковать –– рискнуть . . 340
5.3. Лексические значения глаголов рисковать –– рискнуть . . . 342
5.4. Разбор примеров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 353
Глава 6. Речевые действия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 355
§ 1. К определению речевого действия . . . . . . . . . . . . . . . . . 355
§ 2. Перформативы и квазиперформативы . . . . . . . . . . . . . . . 357
§ 3. Глаголы речевого действия и теория речевых актов . . . . . . . 359
§ 4. О структуре толкования глагола речевого действия.
Примеры толкований . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 360
§ 5. Регулярная многозначность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 370
Глава 7. Движение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 373
§ 1. Дейктические компоненты в семантике глаголов движения . . . 373
1.1. Английское come в сопоставлении с русскими
идти и прийти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 373
1.2. Непроизводные и приставочные глаголы движения.
Наблюдатель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 377
1.3. Непроизводные глаголы движения . . . . . . . . . . . . . . 377
1.4. Приставочные глаголы движения . . . . . . . . . . . . . . . 379
§ 2. Стативные дериваты глаголов движения . . . . . . . . . . . . . . 384
§ 3. Движение времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 391
3.1. Модели времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 392
3.2. Статическое время и семантика глагола следовать . . . . . 396
3.3. Пример из древнерусского . . . . . . . . . . . . . . . . . . 399
Глава 8. Парадигма регулярной многозначности глаголов звука . . . . . 401
§ 1. Структура парадигмы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 401
§ 2. Дефектные парадигмы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 408
§ 3. Семантическая деривация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 411
3.1. Изменение тематического класса глагола . . . . . . . . . . 411
3.2. Изменение таксономической категории глагола . . . . . . . 413
3.3. Диатетические сдвиги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 414
3.4. Изменение таксономического класса участника . . . . . . . 416
§ 4. Метафорические и метонимические переносы; вовлечение
в ситуацию несобственных участников . . . . . . . . . . . . . . 417
§ 5. О глаголе звучать . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 419
Глава 9. Бытийные глаголы и генитивный субъект . . . . . . . . . . . . 425
§ 1. Существование и местонахождение . . . . . . . . . . . . . . . . 425
§ 2. Глагол быть и его синонимы: находиться, присутствовать,
иметься, существовать . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 427
2.1. находиться; быть в значении ‘находиться’ . . . . . . . . . 428
2.2. присутствовать; быть в значении ‘присутствовать’ . . . 431
2.3. иметься; быть в значении наличия . . . . . . . . . . . . . 433
2.4. существовать; быть в значении ‘существовать’ . . . . . . 437
§ 3. К семантике бытийного глагола: родительный субъекта
в отрицательном предложении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 440
3.1. Генитивная конструкция: синтаксис или семантика? . . . . 440
3.2. Семантика генитивной конструкции . . . . . . . . . . . . . 443
3.3. Две группы генитивных глаголов: экзистенциальная
и перцептивная . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 444
3.4. Кажущиеся контрпримеры . . . . . . . . . . . . . . . . . . 450
3.5. Контексты, препятствующие употреблению ГК
при генитивном глаголе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 452
3.6. Форсированные употребления генитивной конструкции . . 454
§ 4. Генитивный субъект глагола быть . . . . . . . . . . . . . . . . . 458
Постскриптум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 465
Приложение. Генитивные глаголы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 469
Часть IV
Лексическое значение и грамматика
Глава 1. Семантические источники моментальности русского глагола . 475
§ 1. Что такое моментальный глагол? . . . . . . . . . . . . . . . . . . 475
§ 2. Таксономические категории моментальных глаголов . . . . . . . 477
§ 3. Тематические классы моментальных глаголов . . . . . . . . . . . 480
§ 4. Онтологические категории глаголов НСВ,
парных к моментальным . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 483
Глава 2. Глаголы с участником Результат и их аспектуальные свойства . 486
§ 1. Участник Результат и его коммуникативные ранги . . . . . . . . 486
§ 2. Участник Результат и актуальное значение глагола
несовершенного вида . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 489
2.1. Глаголы выбора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 489
2.2. Фазовые глаголы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 490
2.3. Глаголы ментального воздействия . . . . . . . . . . . . . . 490
2.4. Глаголы создания интеллектуального объекта . . . . . . . . 491
§ 3. Глаголы создания материального объекта . . . . . . . . . . . . . 492
§ 4. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 493
Глава 3. Вид и время причастий на н/т . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 495
§ 1. Вид . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 495
1.1. Форма со связкой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 496
1.2. Форма без связки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 497
§ 2. Время . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 501
§ 3. Обсуждение результатов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 502
Глава 4. Семантика совершенного вида и начинательность . . . . . . . . 504
Экскурс 2. ДАВНО и ДОЛГО: к вопросу о статальном компоненте
в семантике совершенного вида . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 515
§ 1. Дейктичность давно . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 515
§ 2. Два значения или одно? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 518
§ 3. Коммуникативная структура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 523
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 525
Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 539
Список сокращений при указании источников примеров . . . . . . . . . 570
Предметный указатель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 571
Приложение 1. Тематические классы и тематические компоненты . . 585
Приложение 2. Семантические роли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 587
Приложение 3. Таксономические классы имен . . . . . . . . . . . . . 588
Именной указатель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 590
Лексический указатель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 594


 
Программы для чтения этой книги можно скачать ЗДЕСЬ

 
Электронная библиотека предоставляет вам возможность скачать бесплатно и без регистрации электронные учебники, самоучители, монографии, сборники трудов, справочники, словари, энциклопедии, журналы, рефераты, курсовые работы, дипломные работы и многое другое по тематике лингвистика (языкознание, языковедение), филология, теория и практика перевода (переводоведение), теория коммуникации, иностранные языки, методика преподавания иностранных языков (лингводидактика).
 
Электронная книга Падучева Е.В. Динамические модели в семантике лексики скачать бесплатно и без регистрации
 
 
Программы для чтения этой книги можно скачать ЗДЕСЬ

Superlinguist – это электронная научная библиотека, посвященная теоретическим и прикладным вопросам лингвистики, а также изучению различным языков.

Как устроен сайт

Сайт состоит из разделов, в каждой из которых включены еще подразделы.

Главная. В этом разделе представлена общая информация о сайте. Здесь также можно связаться с администрацией сайта через пункт «Контакты».

Книги. Это самый крупный раздел сайта. Здесь представлены книги (учебники, монографии, словари, энциклопедии, справочники) по различным  лингвистическим направлениям и языкам, полный список которых представлен в разделе "Книги".

Авторефераты и диссертации. В этом разделе размещены авторефераты и диссертации на соискании ученой степени кандидата и доктора филологических наук по лингвистическим специальностям.

Для студента. В этом разделе находится множество полезных материалов для студентов: рефераты, курсовые, дипломные, конспекты лекций, ответы к экзаменам.

Наша библиотека рассчитана на любой круг читателей, имеющих дело с лингвистикой и языками, начиная от школьника, который только подступается к этой области и заканчивая ведущим ученым-лингвистом, работающим над своим очередным трудом.

Какова основная цель сайта

Основная цель проекта – это повышение научного и образовательного уровня лиц, интересующихся вопросам лингвистики и изучающих различные языки.

Какие ресурсы содержатся на сайте

На сайте выложены учебники, монографии, словари, справочники, энциклопедии, периодика авторефераты и диссертации по различным направлениям и языкам. Материалы представлены в форматах .doc (MS Word), .pdf (Acrobat Reader), .djvu (WinDjvu) и txt. Каждый файл помещен в архив (WinRAR).