Электронная лингвистическая библиотека 

Книги для тех, кто изучает лингвистику и иностранные языки

Главная Теория коммуникации Мечковская Н.Б. Семиотика

Скачать книги, учебники, монографии, словари, справочники

Мечковская Н.Б. Семиотика

(2 Голосов)
Книги - Теория коммуникации

Мечковская Н.Б.

Семиотика. Язык. Природа. Культура

 

 

Автор: Мечковская Н.Б.
Название: Семиотика. Язык. Природа. Культура
Категория:
теория коммуникации
Тип издания: учебник
Серия: -
Издательство: Академия
Переплет: электронная книга
Год: 2007
Кол-во страниц: 432
Язык: русский
Формат: djvu | pdf
Размер: 9 mb
OCR: есть

 


Мечковская Н.Б. Семиотика. Язык. Природа. Культура. - М.: Академия, 2007. - 432 c. Электронная книга. Лингвистика. Теория коммуникации


Аннотация (описание)

В учебном пособии излагается знаковая концепция языка и проводится сопоставление языка с другими средствами передачи информации в природе и обществе. Семиотика позволяет увидеть самые существенные черты в содержании и строении естественных языков, а также пути развития коммуникативных технологий человечества.
Предлагаемая книга - это своего рода путеводитель: она знакомит с самыми значительными результатами семиотического изучения языка и других знаковых систем и помогает понять, как разные семиотики участвуют в процессах познания и коммуникации в обществе и природе.
Для студентов филологических, лингвистических и переводоведческих факультетов высших учебных заведений, а также для аспирантов и преподавателей.


Содержание (оглавление)

Предисловие 3

Часть первая. Основные понятия и история семиотики 6

Лекция I. Терминологическое введение —

1. Предмет семиотики. Знаковая природа информации —

2. Многообразие коммуникативных (информационно- семиотических) процессов в природе и обществе.

Границы предметной области семиотики 8

2.1. Передача информации от человека к человеку. Слова,  жесты и парасемиотические явления —

2.2. Коммуникация в мире животных 9

2.3. Биокоммуникация на уровне ДНК и генов 11

2.4. Коммуникация внутри организма или машины —

2.5. Мышление как цепочка межкодовых переводов  информации 12

2.6. «Надсознательная» коммуникация групп и сообществ  (макрокоммуникация) —

2.7. Предмет семиотики: знаки, но не содержание сознания 14

3. Назначение и возможности семиотики —

4. Междисциплинарный характер семиотики и ее место в кругу гуманитарных наук 16

5. Лингвоцентризм семиотики. В чем ценность семиотики для языкознания? 20

6. Дефиниция и строение знака 23

6.1. Формула знака: бином или триада? 24

6.2. Варианты терминов, представляющих семиотический треугольник 25

6.3. Субзнаки: частичные знаки, полузнаки, фигуры,  экспоненты 27

7. Явления, сочетающие в себе знаковые и незнаковые (утилитарные) функции 28

Лекция II. Главные события в истории семиотики 29

8. Спор о природе имен в Древней Греции (теории «фюсей» и «тесей»). Диалог Платона «Кратил» (IV в. до н.э.) —

9. Чарльз Сандерс Пирс, признанный основатель семиотики Нового времени 32

10. Фердинанд де Соссюр как семиотик 34

11. Методологический экскурс: о необходимости различать «ценные для семиотики идеи» и работы, составляющие

предмет истории семиотики 36

12. Герменевтическая семиотика Г. Г. Шпета 38

13. Первая в XX в. книга по семиотике: «Основания теории знаков» Чарльза Морриса (Чикаго, 1938) 42

14. Семиотические идеи Романа Якобсона 46

15. Проблемы семиотики в психологии 54

15.1. Жан Пиаже (1896-1980) 57

15.2. Лев Семенович Выготский (1896—1934) 58

15.3. Николай Иванович Жинкин (1893—1979)

и его семиотические идеи 60

16. Семиотика в западноевропейском структурализме 66

16.1. «Структурная антропология» Клода Леви-Строса (1958) -

16.2. Ролан Барт (1915-1980) 68

16.3. Мишель Фуко (1926—1984) и его «археология знания» ....71

16.4. Жак Деррида (1930-2004) -

16.5. Умберто Эко (р. 1932) 72

17. Московско-тартуская семиотическая школа 75

17.1. Генезис Школы —

17.2. Был ли у московско-тартуской семиотики свой  метод? 77

17.3. Основные постулаты московско-тартуской семиотики —

17.4. Юрий Михайлович Лотман (1922—1993) 81

17.5. Вячеслав Всеволодович Иванов (р. 1929) и

Владимир Николаевич Топоров (1928 — 2005) 83

17.6. Борис Андреевич Успенский (р. 1937) 85

17.7. Важнейшие публикации по семиотике в 1970 — 1980-х годах 87

17.8. Никита Ильич Толстой (1923 — 1996) и  культурологическая семиотика в российской этнолингвистике 89

Часть вторая. Классы знаковых систем 95

Лекция III. Семиотический континуум и способы его обзора.

Две главные оси в систематизации знаков и знаковых систем —

18. Цели семиотических таксономии. Принципы классификаций знаковых систем и знаков —

19. Две главные оси систематизации знаков и знаковых систем:  физическая природа плана выражения и генезис семиотики 97

20. Оптические знаки 99

21. Слуховые (звуковые) знаки 104

22. Знаки, связанные с восприятием запахов 108

23. Тактильные знаки 110

24. Знаки, связанные с вкусовыми ощущениями 114

25. Две физические оболочки языкового знака: самодостаточность и автономность звуков и букв

Лекция IV. Генезис и онтогенез знаковых систем: природные и культурные (естественные и искусственные) семиотики 117

26. Градуальный характер противопоставления природных и культурных семиотик 118

27. Градуальный характер противопоставления естественных и искусственных семиотик 122

28. Место языка в континууме природных и культурных семиотик 124

29. Онтогенез усвоения важнейших семиотик особью (или индивидом) 125

Часть третья. Классы элементарных знаков, различных по типу мотивированности и степени конвенциональное™ ... 129

Лекция V. Принципы классификации знаков. Типы мотивированности и три класса элементарных знаков —

30. Оппозиция элементарных и неэлементарных знаков —

31. Три ступени семиозиса и три типа знаков в зависимости от характера связи означающего и означаемого 130

Лекция VI. Знаки-индексы 135

32. Знаки-индексы в биокоммуникации —

33. Жесты и мимика человека: на семиотическом перекрестке биологического и социального 136

34. Знаки-индексы в естественном языке 140

34.1. Интонация —

34.2. Междометия 142

34.3. Шифтеры —

Лекция VII. Иконические знаки. Звукосимволизм 144

35. Иконические знаки в коммуникации животных —

36. Иконические знаки в жестах и мимике человека и в естественном языке. Звукоподражания и их дериваты 146

36.1. Иконичность в паралингвистике: между искренностью и игрой —

36.2. Классы языковых иконических знаков 147

37. Идеофоны и иконичность в морфологии 148

38. Диаграмматические знаки и иконичность в синтаксисе 149

39. Звуковая изобразительность в индивидуальной речи 150

40. Звуковые жесты —

41. Иконичность в графике 151

42. Древнейшая теория звукосимволизма: диалог Платона «Кратил» (IV в. до н.э.) 152

43. О семантичности звука в поэзии 153

44. «Заумь» и «самовитое слово» русских футуристов 154

45. Эмпирические проверки гипотез о звуковом символизме ... 156

46. Вопрос о природе звукового символизма, степени его универсальности и роли в семантике 159

47. Иконические знаки в искусствах и искусственных семиотиках 161

Лекция VIII. Знаки-символы 162

48. Знаки-символы в культурных (естественных и икусственных) семиотиках —

49. Конвенциональная природа языковых знаков. Феномен неконвенционального отношения к знаку 164

50. Вторичная (внутрисистемная) мотивированность языковых знаков-символов 165

51. Вторичная (внутрисистемная и межсистемная) мотивированность неязыковых знаков 167

Лекция IX. Границы мотивированности и преимущества конвенциональных знаков 168

52. О том, насколько «удобны» и «легки» для пользователей мотивированные знаки, и о преимуществах  конвенциональное™ 169

53. Различия между семиотиками в характере и степени мотивированности плана выражения знаков 173

Лекция X. Сложные знаки и новые ступени семиозиса 175

54. Производные и сложные знаки 176

55. Телесные движения-образы в ритуале, танце, игре актера 178

55.1. Выразительное телодвижение как первоисточник ритуала —

55.2. Многофункциональность движения в танце 180

55.3. Телесные движения актера —

56. Знаки-артефакты: предметы культа, регалии, архитектурные и скульптурные сооружения 181

57. Интонационные знаки-образы: ритм, мелодия, метр —

58. Образы 183

59. Вербальные образы (тропы): метафора, олицетворение (прозопея), метонимия, синекдоха 184

60. Символы 188

61. Н.Д.Арутюнова о различиях между символом и знаком в наивной семиотике 189

62. Эмблемы 191

63. Аллегории и иносказания 192

64. Знаки-конструкции: формула, сюжет, композиция 193

асть четвертая. Содержание и структура знаковых систем. Семиотические возможности естественных языков 196

Лекция XI. План содержания знака и знаковых систем —

65. Признаки, значимые для характеристики содержания семиотики: тип передаваемой информации и надежность в передаче 196

66. Два полюса в универсальном информационном континууме: противопоставление 'субъективно-чувственного' 'объективно-рациональному' 197

67. Между биосемиотикой и математической символикой: «пропорции» субъективно-чувственных и объективно- рациональных значений в «срединных» частях семиотического континуума 200

68. Пределы возможностей языка в выражении чувственной и субъективно-эмоциональной информации —

69. Пределы возможностей языка в выражении рациональной и объективной информации 202

70. Открытые и закрытые знаковые системы. Различия между семиотиками в способности меняться —

71. Три типа семиотического содержания как градация когнитивных свойств разных знаков: художественный образ — лексическое значение — понятие 204

72. Факторы надежности в передаче сообщений: защищенность от «шумов», точность, удобство

в эксплуатации 211

73. Избыточность кодирования и помехоустойчивость кода и канала 212

74. Надежность кода как отсутствие отклонений от переданной информации в воспринятой 213

75. Эксплуатационные свойства кода. Чем хороши и чем неудобны специализированные и художественные семиотики? 216

76. Аспекты плана содержания знака: денотатика, семантика, синтактика, прагматика 218

77. Лингвистическая конкретизация: аспекты плана содержания грамматического рода в славянских языках .... 220

78. Литературоведческая конкретизация: аспекты плана содержания образа «фаталиста» (поручика Вулича)

в «Герое нашего времени» М.Ю.Лермонтова 222

Лекция XII. Различия между семиотиками в составе функций 224

79. Структура коммуникативного акта и возможные функции сообщения 225

80. О биологической релевантности некоторых видов  коммуникации 228

81. Состав и иерархия функций, присущих разным семиотикам и разным видам коммуникации 230

82. Три предпосылки участия семиотики в познавательных процессах 232

83. В какой мере разные семиотики участвуют в процессах познания? 234

84. Регулятивная (побудительная) функция 236

85. Магическая (заклинательная) функция 237

86. Эмоционально-экспрессивная функция 238

87. Фатическая (контактоустанавливающая) функция 239

88. Метаязыковая функция в языке: речевой комментарий речи ... 241

89. Метаязыковая рефлексия в онто- и филогенезе. Роль метоязыка в интеллектуальном развитии сознания 243

90. Метасемиотика в науках и искусствах как свидетельство их семиотической зрелости 245

91. Эстетическая (художественная, или поэтическая) функция 246

92. Феномен неконвенционального отношения к знаку в искусстве. О семиотической близости магии и красоты 249

93. Онтогенез и филогенез эстетического отношения к знаку 251

94. Семиотические средства консолидации сообщества 252

95. Этническая и национально-государственная символика 253

96. Этноконсолидирующий символизм языка 257

Лекция XIII. Типы строения знаковых систем 259

97. Изолированные знаки и знаковые системы —

98. Простые (элементарные) и сложные семиотики 260

99. Одноуровневые и многоуровневые семиотики 261

100. О нечленораздельных звуках в мире людей и животных ....264

101. Черты строения паралингвистики, поведения и этикета: разнообразие подсистем; линейность, не имеющая

синтаксиса; многоканальность 265

102. Сколько уровней в семиотической системе языка? 268

103. Семиотики, превышающие язык по количеству уровней 271

104. О способах накопления информации на географических картах и художественных полотнах. Сложные знаки-изображения 273

Часть пятая. Знаковые системы культуры 277

105. Сложные многоканальные и комплексные семиотики —

Лекция XIV. Ритуально-религиозные семиотические системы. Поведение 278

106. Ритуал, древнейшая из социальных семиотик 279

107. Религии как сверхсложные семиотические системы 283

108. Логика и антиномии религиозной коммуникации 285

109. Поведение: повседневная реализация социокультурных  кодов 292

109.1. Поведение как объект семиотики —

109.2. Иерархия поведенческих «текстов» и определяющих их «кодов» 294

109.3. План выражения в поведенческих знаках 297

Лекция XV. Художественные семиотики движений человека: танец, игра актера, пантомима, цирк 300

110. История искусств как развитие и взаимодействие художественных языков 301

111. Язык танца, самого древнего из искусств 302

111.1. Танцевальные па — лексика танца 304

111.2. Синтаксис в семиотике балета 306

112. Метаязык балета: средства записи танца и терминология хореографии —

113. Театр: о фактуре и единицах театрального языка 308

113.1. О повышенной семиотичности театральнойпаралингвистики 310

113.2. Мизансцена —

113.3. Семиотическая антитеза театру (изобразительное искусство) 311

114. Пантомима как семиотический эксперимент 312

115. Семиотическая парадоксальность цирка 313

Лекция XVI. Семиотика звука. Музыка, самая загадочная и парадоксальная из семиотик 313

116. О парадоксальности музыки 314

117. О «предмузыке» у животных. Физическая природа и психологические истоки музыкального звучания 315

118. Семиотическая структура музыки 317

118.1. Дознаковые (несемантические) элементы музыкального языка: звуки и созвучия. Созвучие

как аналог фонемы 319

118.2. Музыкальная интонация как аналог слова (лексемы)... 320

118.3. Б.В.Асафьев о способе бытия музыки в общественном сознании: музыкальное сознание общества как

устный музыкально-интонационный словарь 322

118.4. Индексы, знаки-копии и символы в музыкальном языке —

118.5. Структурно-семантическое разнообразие интонаций 325

118.6. Господство синтаксиса 326

119. Неисчерпаемость фактуры музыкального произведения.

Типы музыкального творчества и богатство  музыкальных форм 328

120. Парадоксальность плана содержания музыки: двуполярное соединение самого чувственного

и самого абстрактного 329

121. Семиотическая революция в музыке: изобретение нотной записи как начало музыковедения 333

122. Почему так стремительно изменяется музыкальный язык? 336

123. Место музыки в семиотическом континууме культуры 339

Лекция XVII. Семиотики художественного изображения: скульптура, графика, живопись, архитектура, фотография, кино 340

124. Какие иконические знаки могли в эволюции

предшествовать наскальной живописи? 341

125. Как изображения, предметы и постройки становились произведениями искусства? 342

126. Семиотическое своеобразие произведений изобразительного искусства 344

127. Иконичность и конвенция в пластических (пространственных) искусствах 346

128. Семиотика парка и сада 349

129. Вклад кинематографа в развитие визуальных семиотик: новая «натуральность», динамика и синтаксис изображений 353

Лекция XVIII. Семиотики искусного слова: поэзия и проза; эпос, лирика, драма 357

130. Какие «речи» и как становились произведениями искусства слова? —

130.1. Эстетическое переживание слова: элементарный, но не исходный феномен в становлении словесных искусств 358

130.2. Какие функции вербальных дискурсов предшествовали их эстетическому восприятию? 359

131. Эволюция мифологии в фольклорные жанры 359

131.1. «Первомифы» как доязыковые архетипические феномены сознания 360

131.2. От мифологического эпоса к народным сказаниям о героях 361

131.3. От священного знания к бабушкиным сказкам 363

132. Фольклорные жанры, восходящие к культовым действам и мистериям 365

132.1. Древнейшие загадки как мифологический катехизис 366

132.2. Состязания умов: загадки вместо палиц и загадки-насмешки 368

133. Заговор, его фольклорные и более поздние потомки (считалки, здравицы, тосты и т.п.) 370

134. Семиотическое своеобразие вербальных искусств 372

134.1. Материально-физическая общедоступность 373

134.2. Интеллектуально-образная и синтагматическая доступность —

134.3. Интеллектуально-информационная содержательность 374

134.4. Сложные знаки литературы (литературные образы).... 375

135. Уровневое строение художественной литературы —

Лекция XIX. Специализированные искусственные семиотики 379

136. Мир искусственных семиотик и его древнейшие первоэлементы: число и буква —

137. Системы международного смыслового письма (пазиграфии) 381

138. Информационные языки 383

138.1. Информационно-поисковые языки 383

138.2. Информационно-логические языки 385

139. Языки программирования 387

140. Почему возрастает значимость символических семиотик? 389

Заключение 392

Лекция XX. Тенденции в развитии знаковых систем и перспективы науки о знаках —

141. Единство семиотического континуума —

142. Срединное положение и посредническая роль естественного языка в пространстве природных и культурных семиотик 393

143. Тенденции в развитии знаковых систем 396

144. Эвристические возможности семиотики как одной из методологий гуманитарного знания 397

Список условных сокращений 399

Литература 400

Именной указатель 410

 


 
Программы для чтения этой книги можно скачать ЗДЕСЬ

 
Электронная библиотека предоставляет вам возможность скачать бесплатно и без регистрации электронные учебники, самоучители, монографии, сборники трудов, справочники, словари, энциклопедии, журналы, рефераты, курсовые работы, дипломные работы и многое другое по тематике лингвистика (языкознание, языковедение), филология, теория и практика перевода (переводоведение), теория коммуникации, иностранные языки, методика преподавания иностранных языков (лингводидактика).
 
Электронная книга Мечковская Н.Б. Семиотика скачать бесплатно и без регистрации
 
 
Программы для чтения этой книги можно скачать ЗДЕСЬ
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Кто на сайте?
Сейчас на сайте:
  • 26 гостей
Новые пользователи:
  • Vlisov21/02
  • arcatituetern
Всего пользователей: 348