Онлайн школа


Услуга дает возможность дистанционно изучить иностранный язык. Услуга «Онлайн-школа иностранных языков» доступна после заполнения формы заявки

Заказ книги


Услуга дает возможность заказать книгу на нашем сайте не доступной для скачивания. Вы выбираете книгу и заполняете форму заявки

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
(0 Голосов)

Красухин К.Г.

Введение в индоевропейское языкознание


 

Автор: Красухин К.Г.
Название: Введение в индоевропейское языкознание
Категория: сравнительно-историческое языкознание
Тип издания: учебник
Серия:
-
Издательство:
Академия
Переплет: электронная книга
Год: 2004
Кол-во страниц: 320
Язык:
русский
Формат: djvu
Размер: 5 mb
OCR: есть

Специально для сайта www.superlinguist.com

 


Красухин К.Г. Введение в индоевропейское языкознание. - М.: Академия, 2004. — 320 с. Электронная книга. Лингвистика. Сравнительно-историческое языкознание


Аннотация (описание)

В учебнике излагаются основы современного сравнительно-исторического индоевропейского языкознания, дается представление о методах диахронического и компаративного исследования языка. Книга может быть использована в курсах истории отдельных индоевропейских языков и сравнительных грамматиках отдельных языковых групп. Пособие дает перспективу в понимании этих дисциплин, объясняет возникновение тех явлений, которые в отдельных языках и группах предстают как данность.
Учебник рекомендован студентам высших учебных заведений.


Содержание (оглавление)

Введение. Сравнительно-историческое языкознание в системе высшего филологического
образования 3
Лекция 1. Предмет и задачи сравнительно-исторического языкознания. Понятие о родстве языков, способы
его определения. Зарождение идеи родства языков в европейской науке. Состав индоевропейской семьи языков 7
I. Предмет сравнительно-исторического языкознания 7
И. Предыстория сравнительно-исторического языкознания 11
III. Состав индоевропейской семьи языков к началу XIX в 15
IV. Новооткрытые в XIX—XX вв. индоевропейские языки 24
Лекция 2. Становление сравнительно-исторического языкознания, выработка его основных понятий
и методики. Фонетический закон, история его открытия, формулировка. Последовательность
фонетических законов 27
I. Возникновение компаративистики 27
II. Понятие фонетического закона 31
III. Реальность реконструкции 32
IV. Исключения из фонетических законов, спор об их реальности 33
V. Ограниченность фонетических законов
в пространстве и времени, аналогия. «Исключения» из старых фонетических законов как следствие более новых 36
Лекция 3. Сравнительная фонетика. Индоевропейский консонантизм. Реконструкция рядов
индоевропейских согласных. Проблема языков centum и satani 42
I. Основные понятия фонологии 42
II. Фонетические соответствия индоевропейских согласных 44
III. Основные фонетические процессы в отдельных группах 47
IV. Проблема centum и satam 48
Лекция 4. Сравнительная фонетика индоевропейских языков.
Реконструкция серий согласных. Глоттальная теория. Закон Бартоломэ 53
I. Проблема типологии в сравнительном языкознании 53
II. Реальность глухих придыхательных 55
III. Проблема индоевропейского *Ь 56
IV. «Глоттальная» теория и следствия из нее 57
Лекция 5. Сравнительная фонетика индоевропейских языков 62
I. Гласные в индоевропейских языках 62
II. Система сонорных звуков и дифтонгов 64
III. Ларингальная теория 70
Лекция 6. Реконструкция индоевропейской акцентуации.
Балтийское и славянское, греческое, древнеиндийское, латинское, хеттское ударение.
Следы подвижного ударения в германских языках 74
I. Акцентология. Основные типы ударений в языках мира 75
И. Ударение в современном русском литературном языке 77
III. Балтославянское ударение: история и реконструкция 79
IV. Основные законы балтославянской системы ударений и слоговых интонаций 82
V. Древнеиндийское ударение 85
VI. Древнегреческое ударение 87
VII. Соотношение греко-арийской
и балтославянской систем ударения 92
VIII. Латинское ударение 93
IX. Германское ударение 94
X. Следы ударения в хеттском 95
Лекция 7. Индоевропейская морфонология. Предмет науки морфонологии. Количественный и качественный
аблаут, его значение для фонологии и морфологии 97
I. Предмет морфонологии, типы непозиционных чередований 97
II. Причины возникновения непозиционных чередований 100
III. Морфонология и классы глаголов в готском и древнеанглийском 100
IV. Учение древнеиндийских грамматиков о морфонологии. Древнеиндийские
чередования гласных 102
V. Количественный и качественный аблаут в древнегреческом 104
VI. Происхождение основных ступеней аблаута 106
Лекция 8. Индоевропейская морфология: Именное словоизменение. Первоначальная система падежей, ее происхождение, редукция в отдельных группах языков.
Типы именных основ 108
I. Общая характеристика именного словоизменения 109
II. Основные именные категории в индоевропейских языках 110
III. Склонение атематических имен 111
IV. Склонение тематических имен 114
V. Происхождение падежных окончаний 116
VI. Классификации падежных значений 128
VII. Падежные окончания двойственного и множественного числа 133
VIII. Склонение производных имен 138
IX. Склонение на -i, -u 141
IX. Закон Правостороннего Акцентного Сдвига 144
Лекция 9. Система местоимений в индоевропейских языках 146
I. Сущность и классификация местоимений 146
И. Личные местоимения, их основы и склонение 147
III. Указательные, вопросительные и относительные местоимения 152
Лекция 10. Индоевропейская морфология: Глагольное словоизменение. Происхождение личных окончаний, атематическое и тематическое спряжение, их смешение в истории отдельных языков. Типы презенсов.
Категория залога 158
I. Основные категории глагола.
Глагол в индоевропейских языках 158
П. Атематическое и тематическое активное спряжение 159
III. Проблема «первичных» и «вторичных» окончаний 166
IV. Залог индоевропейского глагола. Роль аблаута и акцента 169
Лекция 11. Основные виды глагольных баз. Система аспектов и времен в индоевропейских языках. Презенс, аорист, перфект и их отражение в отдельных группах (древнеиндийский и греческий глагол) 178
I. Первичные оппозиции в индоевропейской и древнеиндийской видовременной системе 178
II. Древнеиндийские классы презенса 181
III. Древнеиндийские классы аориста 186
IV. Древнеиндийский перфект 191
V. Древнегреческие соответствия древнеиндийским классам 193
Лекция 12. Основные типы глагольных основ. Система аспектов и времен в индоевропейском глаголе (продолжение).
Глагол в италийских, германских, славянских, балтийских и хеттском языках 203
I. Латинский глагол 203
И. Другие италийские языки 205
III. Германский глагол 206
IV. Славянский глагол 208
V. Балтийский глагол 212
VI. Хеттский глагол 214
VII. Возникновение основных черт индоевропейского глагола 218
Лекция 13. Система наклонений в индоевропейских языках 221
I. Категория модальности, основные глагольные наклонения 221
П. Конъюнктив, оптатив, императив в древнеиндийском и древнегреческом. Образование футурумов в этих временах 223
III. Древнеиндийский кондиционалис, прекатив, дезидератив, соответствия им в других
индоевропейских языках 230
IV. Латинская система наклонений и будущее время 230
V. Германские наклонения 232
VI. Славянские и балтийские наклонения 233
VII. Хеттский императив и следы конъюнктива 236
Лекция 14. Синтаксическая реконструкция в современной индоевропеистике 240
I. Проблемы синтаксической реконструкции 240
П. Основные направления исследования индоевропейского синтаксиса 241
III. Некоторые проблемы реконструкции индоевропейского синтаксиса 246
Лекция 15. Закон Вакернагеля и структура индоевропейского предложения 264
I. Общее определение 264
II. Частицы и закон Вакернагеля 266
III. Неопределенные и относительные местоимения 270
IV. Соединительные частицы и союзы 278
V. Предлоги и послелоги с точки зрения закона Вакернагеля 282
IV. Ударные и безударные частицы 288
VII. Место глагола в предложении 290
Заключение. Задачи и перспективы изучения сравнительного исторического индоевропейского языкознания 293
I. Исследовательские приемы и критерии сравнительно-исторического языкознания 293
II. Задачи и перспективы сравнительно-исторического языкознания 297
Ключи к вопросам и заданиям 302
Темы сообщений, докладов, курсовых и дипломных работ 303
Предметно-тематический указатель 304
Именной указатель 307
Литература 310
Список сокращений 312


 
Программы для чтения этой книги можно скачать ЗДЕСЬ

 
 
Электронная библиотека предоставляет вам возможность скачать бесплатно и без регистрации электронные учебники, самоучители, монографии, сборники трудов, справочники, словари, энциклопедии, журналы, рефераты, курсовые работы, дипломные работы и многое другое по тематике лингвистика (языкознание, языковедение), филология, теория и практика перевода (переводоведение), теория коммуникации, иностранные языки, методика преподавания иностранных языков (лингводидактика).

Superlinguist – это электронная научная библиотека, посвященная теоретическим и прикладным вопросам лингвистики, а также изучению различным языков.

Как устроен сайт

Сайт состоит из разделов, в каждой из которых включены еще подразделы.

Главная. В этом разделе представлена общая информация о сайте. Здесь также можно связаться с администрацией сайта через пункт «Контакты».

Книги. Это самый крупный раздел сайта. Здесь представлены книги (учебники, монографии, словари, энциклопедии, справочники) по различным  лингвистическим направлениям и языкам, полный список которых представлен в разделе "Книги".

Авторефераты и диссертации. В этом разделе размещены авторефераты и диссертации на соискании ученой степени кандидата и доктора филологических наук по лингвистическим специальностям.

Для студента. В этом разделе находится множество полезных материалов для студентов: рефераты, курсовые, дипломные, конспекты лекций, ответы к экзаменам.

Наша библиотека рассчитана на любой круг читателей, имеющих дело с лингвистикой и языками, начиная от школьника, который только подступается к этой области и заканчивая ведущим ученым-лингвистом, работающим над своим очередным трудом.

Какова основная цель сайта

Основная цель проекта – это повышение научного и образовательного уровня лиц, интересующихся вопросам лингвистики и изучающих различные языки.

Какие ресурсы содержатся на сайте

На сайте выложены учебники, монографии, словари, справочники, энциклопедии, периодика авторефераты и диссертации по различным направлениям и языкам. Материалы представлены в форматах .doc (MS Word), .pdf (Acrobat Reader), .djvu (WinDjvu) и txt. Каждый файл помещен в архив (WinRAR).